Главная / Туризм / Медный Всадник и еще 4 легендарных памятника Санкт-Петербурга

Медный Всадник и еще 4 легендарных памятника Санкт-Петербурга

Медный Всадник

Одной из ярчайших и запоминающихся исторических визиток Санкт-Петербурга является монументальный памятник Петру Первому, установленный в 1782 году на Сенатской площади. Создание этого творения было начато французским скульптором Этьеном Фальконе в 1766 году и с перерывами продолжалось 16 лет. Чего стоит только добыча и доставка в центр города гигантского "Гром-камня", служащего для памятника пьедесталом. Сначала все элементы скульптуры были созданы из гипса.

И только 5 сентября 1775 года под руководством мастера-литейщика Хайлова была начата отливка основных деталей памятника из бронзы. Фактически, рождение это величественной конной скульптуры царя-реформатора. Кстати, такое популярное прозвище, как "Медный Всадник", появилось благодаря гению русской литературы Александру Пушкину, так назвавшего стихотворение. Как уже говорилось, памятник отлит из бронзы, то есть, сплава меди с оловом, или иным легирующим металлом. С памятником связывают легенду о том, что покуда Пётр стоит на постаменте, городу не грозит никакая опасность. По крайней мере, события двух Отечественных войн (1812 и 1941 гг) её пока что подтверждали.

памятник Николаю Пржевальскому

Но это далеко не все известные памятники Санкт-Петербурга. Назовем еще несколько. Например, памятник известному путешественнику Николаю Пржевальскому, открывателю одноименной лошади (Пржевальского). Памятник установлен в 1892 году недалеко от скульптуры "Медного Всадника", в Александровском Саду. Архитектор Иван Шредер установил бюст путешественника на пьедестал в форме скалы, а внизу поместил фигуру верного помощника всех странников, верблюда. Именно этот памятник окутан несколькими городскими легендами.

А всё из-за поразительной схожести Пржевальского с "вождем всех народов" Иосифом Сталиным. Бытует даже мнение, что Николай Михайлович знавал мать Сталина. Сами сравните портреты обоих, результат действительно интересный. Однако, о памятнике. Говорят, что один из ленинградских офицеров демонстративно проходил мимо него строевым шагом и отдавал "честь", видимо считая, что приветствует "вождя". Другая легенда утверждает, что ленинградские гиды, проводившие экскурсию по парку, более всего опасались вопроса "Почему Иосиф Виссарионович изображен с верблюдом?". Отвечать на него было небезопасно. Ну, и третья легенда говорит, что иногда Пржевальскому приносят цветы пенсионеры, ценящие порядок сталинской эпохи.

памятник Екатерине Второ

Следующий знаменательный памятник находится на Невском проспекте и посвящен императрице Екатерине Второй. Деяния этой государыни, не смотря на их различную оценку исследователями, принесли России несомненное развитие во многих областях, культурных и социальных. Именно по этой причине некоторые придворные предлагали установить Екатерине прижизненный памятник. К чести, императрица сразу отвергла подобное начинание. Эту идею стали воплощать к 100-летию начала правления Екатерины, в 1862 году. Всеми работами руководил зодчий Давид Иванович Гримм.

Памятник получился величественным, отражающим женственность в сочетании с сильным характером, присущих Екатерине. Одна легенда связана с возведением пьедестала для скульптуры. Когда был готов только котлован, к рабочим якобы подошла некая знатная дама и поинтересовалась, что строят? Узнав, что памятник Екатерине Второй, дама без раздумья сняла дорогое кольцо и бросила в основание фундамента. Также поступили и ее богатые спутники. Слух быстро разошелся по городу, и несколько дней работы были остановлены по причине постоянных визитов знати, бросавшей в котлован дорогие украшения. Так что, под памятником сейчас может храниться целый клад!

памятник Николаю Первому

Еще один памятник, также имеющий свои легенды, посвящен другому российскому императору, Николаю Первому. Он был установлен на Исаакиевской площади, спиной повернутым к Мариинскому дворцу, на одной линии с тем же "Медным Всадником". Их разделяет комплекс Исаакиевского собора. Известно, что император Николай был человеком довольно тщеславным, самонадеянным и всеми силами стремящимся повторить часть великих дел знаменитого Петра Первого. Именно таким его талантливо изобразили создатели памятника. Поскольку царь являлся командующим Конногвардейского полка, то он изображен верхом.

Если посмотреть на город сверху, то будет заметно, что царь Николай как бы "пытается догнать" Петра Первого, оба скачут в одном направлении. Остроумные горожане по этому поводу сразу придумали поговорку: "Дурак умного догоняет, да Исаакий всё мешает". Хотя сам памятник сделан превосходно, Николай находится в окружении четырех прекрасных женщин, символов Правосудия, Силы, Веры и Мудрости. Некоторые считают, что их лица скопированы с дочерей и супруги императора. Говорят, дочь Мария отказалась после смерти Николая жить в Мариинском дворце, чтобы не видеть всё время "спину" отца.

памятник Ивану Крылову

Не менее увлекательной является история создания памятника известному баснописцу Ивану Крылову, который установлен в Летнем Саду. Автором оригинального шедевра был скульптор Петр Карлович Клодт. Он получил разрешение на строительство после победы в открытом конкурсе на лучшую идею. Работа заняла около 5 лет. Поскольку лепить приходилось "с натуры", то мастерская Клодта превратилась в "зоопарк". Там жили обезьяна и лиса, журавль и лягушки, овца с ягнятами, настоящий волк и медведица с медвежонком, собаки и коты. А вот козла скульптор побаивался, поэтому животное на "сессию" приводила хозяйка-старушка. Льва и слона приходилось зарисовывать в царских зверинцах.

Не обошлось и без казусов. Рабочие пристрастили медведя к водке, которой его угощали в отсутствие скульптора. А волк, попадая на волю, сразу принимался душить местных котов, за что снова помещался в клетку. Наконец, в 1855 году памятник был торжественно открыт. Поскольку фигуры животных испытывали нездоровый интерес вандалов, в 1865 году была поставлена металлическая ограда. Во время блокады Ленинграда памятник пострадал от осколков бомб и снарядов, но затем был восстановлен в первоначальном виде.


Автор Роман Балабанов

One comment

  1. Добрый

    «события двух Отечественных воен» — культурная столица, не хухры-мухры

Прокомментировать

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Scroll To Top